Травля или буллинг – довольно распространенное явление в наши дни. Дэвид Лейн и Эндрю Миллер определяют буллинг как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).
По мнению большинства исследователей, буллинг включает четыре главных компонента:
- агрессивное и негативное поведение со стороны одного или нескольких лиц по отношению к жертве,
- систематичность такого поведения,
- существенный перевес в соотношении сил,
- умышленность.
Две основные формы буллинга:
- Физический буллинг— умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений и др.;
- Психологическийбуллинг— насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональные страдания. К этой форме можно отнести:
- вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);
- обидные жесты или действия(например, плевки в жертву либо в её направлении);
- запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для
того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
- изоляция(жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом);
- вымогательство(денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
- повреждение и иные действия с имуществом(воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы);
- кибербуллинг– унижение с помощью мобильных телефонов, Интернета, иных электронных устройств (пересылка обидных, угрожающих изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).
По каким признакам можно заподозрить буллинг?
Физическое состояние и поведение ребенка:
- У ребенка есть следы (синяки, порезы, царапины) или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (т.е. не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п.).
- Часто бывает в порванной одежде, с порванными учебниками или тетрадями.
- Избегает говорить вслух (отвечать) и производит впечатление тревожного и неуверенного в себе.
- Выглядит расстроенным, депрессивным, часто плачет.
- По утрам плохой аппетит, частые головные боли, боли в желудке, расстройство ЖКТ, резкое повышение температуры.
- Беспокойно спит, жалуется на плохие сны, часто во сне плачет.
- Выглядит несчастным, расстроенным, депрессивным, или наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность, вспышки.
- Требует или крадет деньги, чтобы выполнить требования «агрессоров».
Отношения со сверстниками:
- Ребенок регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников в оскорбительной манере, его часто обзывают, дразнят, унижают, либо угрожают ему,
требуют выполнения пожеланий других сверстников, командуют им.
- Ребенка часто высмеивают в недоброжелательной и обидной манере.
- Ребенка часто задирают, толкают, пинают, бьют, а он не может себя адекватно защитить.
- Ребенок часто оказывается участником ссор, драк, в которых он скорее беззащитен и которых пытается избежать (часто при этом плачет).
- Ребенок часто проводит время в одиночестве и исключен из компании сверстников. У него, по наблюдениям, нет ни одного друга в группе.
- В командных играх дети выбирают его в числе последних или не хотят быть с ним в одной команде.
- Ребенок не спрашивает тему урока, домашнее задание у сверстников, если он не успел записать.
- Ребенка никогда не приглашают на праздники/вечеринки, или он сам не хочет никого приглашать и устраивать праздник (потому что считает, что никто не захочетприйти).
Школа или любое другое детское учреждение:
- Дети берут учебники, деньги, другие личные вещи ребенка, разбрасывают их, рвут, портят.
- Ребенок старается держаться рядом со взрослым.
- У ребенка резко или постепенно ухудшается успеваемость.
- Боится или не хочет идти в школу.
- Убегает из учреждения.
- Выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы.
- Никогда не приводит одноклассников или других сверстников к себе домой, очень редко проводит время в гостях у одноклассников.
- Нет ни одного друга в учреждении, с которым можно провести время (играть, сходить в кино или на концерт, погулять или заняться спортом, поговорить по телефону и т.п.).
Что делать, если Ваш ребенок подвергается травле в школе?
Прежде всего, обратиться к классному руководителю. Но надо быть готовым к тому, что ваши взгляды на ситуацию могут не совпадать. Чаще всего учителям известно, что в классе происходит травля кого-либо из учеников, но они либо стараются не замечать этого, либо ситуация их устраивает. Важно понимать, если в классе есть авторитетный учитель, который не приемлет насилия, буллинга не будет (по крайней мере, до наступления подросткового возраста).
Если Вы уверены, что Ваш ребенок подвергается систематическим издевательствам в школе, а классный руководитель не хочет принимать мер, необходимо составить заявление на имя директора школы с требованием разобраться и предоставить ответ в письменном виде, а если реакции не будет, обратиться в департамент образования. В школе должен быть выработан план порешению ситуации и предотвращению таких случаев в дальнейшем, направленный не на наказание и изобличение обидчиков (которое может усугубить ситуацию), а на то, чтобы дети понимали, что такое травля и какие разрушительные последствия могут быть для всехкто в ней участвует или просто наблюдает.
Важно так же позаботиться о психологическом здоровье ребенка, который подвергался издевательствам. Для этого необходимо обратиться с ним к психологу, например, в центр социальной помощи семье и детям по вашему району. Если Вам важно сохранить анонимность, Вы можете получить консультацию психолога по телефону, позвонив по одному из бесплатных номеров:
8 800 2000 122 – всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей;
8 800 100 21 15 – горячая линия экстренной психологической помощи.